воскресенье, 21 октября 2012 г.

Остен - Сакен, или усадьба, которая ждет своего хозяина. 21.10.2012

Поехали посмотреть руины усадьбы Остен - Сакенов или Воронцовых - Дашковых. Два раза сворачивали не туда. Дорогу спрашивали у местного населения. В Немешаево улыбчивый дедушка сначала задумался, а потом изрек: "А... це там де панське...."



Хозяева усадьбы сменялись один за другим, а когда усадьба стала "достоянием народа" оказалась никому не нужна. Хочется думать, что при владельце ее бы восстановили.

У дома явно видны "голубой" и "желто-белый" периоды
В усадьбе по моему ничего особенного не наблюдается - домов такого "возраста" в Киеве достаточно. Но тем не менее руины обладают некой притягательностью. Когда мы приехали, 4 барышни проводили там фотосессию.

Ну и чтобы все по честному - немного истории.
История усадьбы начинается во времена когда владельцем этих земель был действительный тайный советник граф Карл Сакен.  Остен-Сакен - княжеский, графский и баронский род, восходящий к началу 15 века. В 16-17 веках члены этого рода занимали высшие должности в Курляндии, многие из них служили в Польше, Швеции и  Дании, России.

 После его смерти имение досталось камергеру Ивану Христофоровичу фон драл Остен Сакен, который умер в 1853 г., а после него – его сыну генерал-майору графу Карлу Ивановичу фон драл Остен Сакену.
Герб Остен-Сакенов
 Карл Иванович Остен Сакен, оказался человеком хватким, узнав о ликвидации крепостного права, дал землю под залог за 40 тысяч руб., после чего выехал за границу. Из банка эти земли выкупил господин Оштахов и владел ею около 15–20 лет. После его смерти руководила хозяйством его жена. Затем она продала земли немцу Варгену, а он – министру двора графу Воронцову -Дашкову.






Герб Воронцовых - Дашковых
В 1904 г. земли и имение Воронцова-Дашкова решено было продать как такие, которые не приносили прибыль. Поскольку большой массив своего нерентабельного хозяйства в одни руки продать было невозможно, граф решил продать его из торга частями разным людям. Этого же года в назначенный день к имению владельца прибыли на фаэтонах богатые покупатели. Среди этой разноцветной толпы выделялся бедно одетый мужчина с сумкой за плечами. Началась распродажа, но никто из собравшихся даже не догадывался насколько большое богатство прячется в той сумке. Богатому бедолаге досталась центральная часть имения вместе с конным заводом, землей и лесом. Новый владелец, Кулик Андрей Моисеевич, был простым крестьянином из с. Мироновки (около г. Белая Церковь). Таким образом львиная частица имения графа оказалась в руках абсолютно безграмотного, очень старого, но богатого крестьянина. Остальные земли, которые лежат южнее железной дороги были проданы графом помещице Страдецкой.
Однажды, в 1911 г. с Куликом случился такой курьез. За выполненную работу одному конторщику он пообещал заплатить землей, но своего обещания несдержал. Ради мести, конторщик подыскал себе фиктивных свидетелей и с их участием обвинил Кулика в том, что он возводил клевету на царя Николая II. Узнав об этом, тогдашний председатель Киевской земской управы Демченко решает воспользоваться этим случаем для будущей карьеры. Он угрожает Кулику, что за неуважение к царю его ожидает суровое наказание. 
Перепуганный Кулик стал просить у Демченко совета, как устроить это дело. Поразмышляв, Демченко ответил, что дело можно устроить, если он, Кулик своим средством построит школу и церковь.
Таким образом за полтора года была построена сельскохозяйственная школа почти полностью средством Кулика.
Ради собственной карьеры Демченко решил присвоить этой школе имя тогдашнего председателя Совета Министров России П.А.Столипина. Для этого необходимо было самому просить Столипина личного согласия. Столипину это понравилось и во время дежурных выборов в Государственную думу Демченко было избрано ее членом.
Внутри усадьбы

Такое вот внутреннее убранство усадьбы
Следы советских времен - каналы для проводки и стена наполовину выкрашенная в синий цвет, а сверху забеленная.
Окно. Замуровали?

В советские времена здесь расположился клуб Немешаевского биохимзавода. Однажды ночью охватил заводской клуб ужасный пожар в пламени которого погибли не только старинная мебель, которая осталась еще со времен Воронцова - Дашкова, но и все здание. После пожара имение не отстраивалось и с течением времени было разобрано местным населением на кирпичи.

День солнечный, теплый и яркий. Я не знаю почему руки накрутили ЭТО в фотошопе.




Теперь это собственность УПЦ

Комментариев нет:

Отправить комментарий